воскресенье, 11 апреля 2010 г.

Ответы специалистов

Более всего от собственного бессилия страдают родственники алкоголиков и наркоманов. И роднит этих людей общая мечта о неком чудодейственном средстве, которое исцелит их близких от пагубного недуга. Думается, у многих из тех, кто сумел пообщаться с главным психотерапевтом городского департамента здравоохранения Александром Константиновичем Королевым и председателем фонда «Нет — алкоголю и наркотикам» Ольгой Петровной Комиссаровой подобные грезы рассеялись. Однако это не совсем значит, что спасения нет...



— Здравствуйте! Меня зовут Светлана Петровна. Скажите, можно ли вообще избавиться от алкоголизма?

— Можно, но дело в том, что алкоголизм является следствием внутреннего конфликта, каких-то проблем человека, которые он не разрешил и пытается избавиться от них с помощью снятия напряжения, с помощью алкоголя. Прежде всего необходима высокая мотивация человека, для того чтобы пойти другим путем. Не путем наименьшего сопротивления, а научиться решать свои проблемы. Тогда алкоголь не потребуется как таковой.

— Вы не подскажете, что является наиболее эффективным — кодирование или рекламируемые в последнее время всякие суперсовременные методики?

А.К.: Когда мы читаем о каких-то мощнейших методиках, сразу становится понятно, что мы имеем дело с обычной рекламой. Хотя известно, что не существует какого-то определенного препарата, некой волшебной палочки для лечения алкоголизма. К кодированию мое отношение отрицательное, сейчас объясню почему. Кодирование рассчитано на формирование отрицательного условного рефлекса на алкоголь. Пациенту просто говорят: если ты выпьешь, ты умрешь. Тогда человек испытывает страх перед спиртным, но потребность в алкоголе по-прежнему сохраняется, так как жизненный сценарий, который человека разрушал, тоже сохраняется. И естественно, что по прошествии какого-то времени он пытается избавиться от своего страха и снова начинает пить, как бы собственными усилиями снимая этот код, а точнее страх. Кроме того, судя по многим обращениям людей, проходивших кодирование, у них часто развивается тяжелейшая форма невроза.

— Тогда как же помочь этим людям?

А.К.: В первую очередь следует понять, готов ли человек помочь себе сам.

— Что касается моего мужа, то он готов. Были попытки, но удержаться ему очень трудно. Вот и стали мы думать о кодировании...

А.К.: Это как раз путь, по которому идет большинство людей. Поиск некой волшебной палочки, которая вдруг изменит качество жизни. Но человек только сам себя может изменить, найти тот способ, который позволял бы ему разобраться в себе. Если вы действительно хотите этого, можете записать телефон.

— Большое спасибо.

* * *

— Добрый вечер! Звонит вам пенсионерка, мать алкоголички. Ей 32 года, внучке 12 лет. Дочь больше недели не бывает трезвой. Сама она уже устала от своей болезни. С работы ее ото всюду выгоняют. Звонила я в Москву, доктору Майорову, там, как выяснилось, на лечение требуется 23 тысячи. А где мне взять такие деньги, если живем мы на мою пенсию, детское пособие и алименты.

А.К.: Знаете, тот же самый вопрос можно задать в связи с любым другим соматическим заболеванием, не только с алкоголизмом. Это общегосударственная ситуация. Ведь не секрет, что если в странах Европы на здравоохранение расходуется из бюджета 10 — 12%, то в России всего лишь 2%.

— Да, я это знаю...

А.К.: Как известно, женский алкоголизм протекает еще более тяжело, чем мужской. Поэтому здесь потребуется еще больше усилий, чтобы справиться с этой проблемой. Здесь нужно всем выбрать способ помощи.

— Мне кажется, главное найти работу.

О.К.: Ну, это непросто. Допустим, она придет и скажет: «Я алкоголичка, примите меня». Как вы думаете, возьмут такую?

— Нет, конечно... Знаете, она от бессилия даже с собой пыталась покончить...

О.К.: Город предоставляет массу возможностей как платного, так и бесплатного лечения. Думаю, консультация вам просто необходима, ведь психотерапевт как раз работает над проблемами, связанными с душой человека.

* * *

— Алло! «Прямая линия»? Меня зовут Степан Петрович. Мой сын алкоголик. Скажите, есть ли какое-то лекарство, чтобы вылечить человека от этой напасти?

А.К.: Сразу скажу, что таких таблеток в мире вообще не существует. Но алкоголизм — это следствие каких-то нерешенных внутренних проблем, которые человек пытается снять с помощью алкоголя, чтобы на время хотя бы ощутить себя более или менее комфортно. Нужно искать другие инструменты, которые помогут эту проблему решить.

— А кодирование?

А.К.: На мой взгляд, кодирование похоже на игру в оловянных солдатиков, которым дают команды: делай раз, делай два! А причем здесь личность?

— Спасибо, я вас понял. Нужно разобраться во внутреннем мире человека. Дайте, пожалуйста, ваш телефон... Можно еще услышать мнение Ольги Петровны о кодировании?

О.К.: Мое отношение резко отрицательное. Недавно я даже прочитала о результатах исследований, об этих моментах не говорил еще ни один кодировщик. Оказывается, здесь возможно разрушение личности кодируемого. Почему и можно услышать мнение их о том, что после кодирования им становится хуже.

* * *

— Здравствуйте! У меня вопрос к Ольге Петровне. Звонит вам Наталья Ивановна. У меня муж — алкоголик, а сын — наркоман, и я между ними, как между двух огней. Сыну 26 лет, употребляет наркотики лет 5 — 6. Муж и сын сильно конфликтуют, даже дерутся, а я стараюсь их примирить. Может, это потому, что они злоупотребляют разными?

О.К.: Думаю, дело не в этом, а в каких-то отношениях, которые уходят очень глубоко. Были раньше у них нормальные взаимоотношения?

— Да.

О.К.: А может быть, вам стоит отказаться от позиции семейного адвоката и начать жить собственной жизнью? Если хотите разобраться во внутрисемейной ситуации и как-то помочь им, можете позвонить.

— Меня зовут Петр Сергеевич. Я пенсионер. Вот уже 32 года, как я не курю. Но что касается спиртного, здесь я справиться с собой не могу. Когда испытываю какой-то стресс, невольно тянусь к рюмке. Дело в том, что я перенес черепно-мозговую травму, иногда бывают сильные головные боли. Если выпью — немного отпускает. Через какое-то время пить прекращаю, и тогда спиртного месяца два мне на дух не надо, запаха не выношу...

А.К.: Да, как говорится, от любви до ненависти один шаг. Вы действительно хотите справиться с этой проблемой?

— Да, подскажите, куда лучше обратиться — в наркодиспансер или к психотерапевту?

А.К.: Это только ваш добровольный выбор. Думаю, для начала вам нужно определить собственную позицию...

— Спасибо. Я подумаю. До свидания.

* * *

* Почему человек не может самостоятельно бросить пить?
- Потому, что тот запрет, который он вкладывает самому себе, через 5 минут он может самостоятельно же и снять.
-Каков психологический портрет больного алкоголизмом? Наверное, это очень доверчивые люди?
- Нет, мало доверчивые, они не любят говорить о своих проблемах, глубоко их загоняют и сживаются с ними.
- Это сильные люди?
- Только внешне, а внутри со слабинкой. Они стесняются своей слабости. Многим с большим трудом дается признание, что они бессильны перед болезнью и нуждаются в помощи.

- Почему наутро после приличной попойки бывает бешеная эрекция?
- Дело в том, что алкогольный фермент, который перерабатывает спирт повышает активность полового гормона. Приняв большую дозу алкоголя, печень начинает вырабатывать колоссальное количество алкогольных ферментов. Либидо растет, но возможности, по другим параметрам - падают. В частности, снижается чувствительность и оргазма достичь трудно. Затем, как правило, наступает сон. За то время, что человек спит, алкоголь перерабатывается, опьянение уходит, а ферментов - вагон. Поэтому, башка трещит и бешеная, как ты говоришь, эрекция.
- Можно ли, регулярно употребляя спиртное, увеличить свою сексуальную силу? Например, имея сексуальные проблемы в трезвом виде, запросто решать их по пьяной лавочке?
- Нет, это иллюзия. Для того, чтобы у пьяного человека была эрекция, нужно каждый раз все больше и больше алкоголя. Но, рано или поздно, перестанет помогать и алкоголь. Ведь спиртное вызывает спазм сосудов, кровоснабжение полового члена постепенно снижается, и КПД этой "системы" стремится к нулю. И еще, когда человек с алкогольной зависимостью бросает пить, у него на некоторое время может произойти спад сексуальной активности. Почему? Да потому, что приученный к алкогольному стимулятору организм, учится жить по другим законам. По этой причине многие пациенты связывают свои сексуальные проблемы с различными методами лечения, которые тут не при чем. Потенция у злоупотребляющего алкоголем меньше, чем могла бы быть без спиртного, так как сексуальная сила все больше зависит от алкогольного допинга. На самом деле, проблема очень серьезная. И, если необходимо, мы направляем пациента к грамотному сексопатологу. Просто так человек не побежит жаловаться на сексуальные проблемы, но, когда он начинает доверять нам как личным врачам, мы обсуждаем и это.
- Вот слушаю я тебя и возникает впечатление, что психотерапевт - самый главный доктор...
- Между прочим, на Западе - так оно и есть. У нас же все бегут к терапевту, который выписывает кучу направлений на анализы и лишь потом ставит ориентировочный диагноз, который может не подтвердиться.
Мы просто воспитаны так, у нас в подкорке заложено, что все, связанное с психикой, опасно и страшно. А это вовсе не так. Простой пример. Пациент пришел ко мне обсуждать наркологические проблемы. Что я делаю? Щупаю пульс, измеряю давление, выясняю, болит ли голова, как, в каком месте, болит ли сердце, как работает желудок. Пошлю на биохимию, ЭКГ. Казалось бы, к психиатрии это не относится. Но, в результате, выясняется, что человек страдает тяжелым сердечным недугом, о котором совершенно не подозревает, потому что загнал его в подполье, пьет водку, алкоголь снимает боль, потому что это анестетик. И так он живет с колоссальными цифрами артериального давления. Потому и умирают мужики неожиданно от инфарктов и инсультов. А вроде бы ни на что не жаловались...

- До беседы я думал, что психотерапевт знает только о "мозгах". Задавая вопросы, я понял, что это не так.
- Ты абсолютно прав. Мы лечим больного, а не только его психическую болезнь. Поэтому приходится решать проблемы и физического состояния пациента, заниматься проблемами его семьи. Таких, как мы, называют семейным доктором.
- Может так быть, что у меня болит желудок, а это - результат стресса?
- Может. Это, так называемая, маскированная депрессия, то есть протекающая под маской желудочного недомогания. Снимая депрессию, мы убиваем двух зайцев. Недаром же в народе говорят, что все болезни от нервов.
- А как вообще определить, есть ли у меня депрессия, пора ли мне к врачу? Она ведь не видна.
- Именно так. Она не видна. Человек, например, ленив, его воспитывают, трясут, он считает, что это его характер, и даже мысли не возникает, что лень может быть результатом депрессии и надо обратиться к специалисту. Кто-то десять лет страдает от язвы, у него плохое настроение, тоска, вялость, нарушение сна, но никто не обращает внимание на его психическое состояние. Хорошо, если он все-таки попадет к психотерапевту. Назначается лечение - быстро рубцуется язва. Мало того, налаживается жизнь. К сожалению, к депрессии привыкают. Изменения происходят годами, близкие люди ничего не замечают. Иногда человек вдруг чувствует, что мир стал серым. Он пытается себя растормошить, ничего не получается. И так медленно, но верно, он въезжает в состояние депрессии. По мировой статистике это самое распространенное психическое расстройство. Каждый человек хоть раз в жизни бывает в таком состоянии. В чем выражается классическая депрессия? Во-первых, торможение интеллектуальной функции: человек ощущает, что стал тупым, нарушилась память, не воспринимается новая информация. Во-вторых, физический тормоз. Ничего не хочется делать, надо себя заставлять через "не могу", а толку никакого. И в-третьих, эмоциональный тормоз: все тускло, однообразно, вяло и серо. Человек обнаруживает, что он ни от чего не может получить удовольствие, его ничто не радует - ни секс, ни книга, ни любимое дело, ни погода. Апатия, либо необъяснимая тревога или тоска, которая, как комок, как тяжесть, собирается за грудиной. Человек готов расплакаться. Причем, первая половина дня всегда тяжелее, только к вечеру немного легче. А, утром вновь невыносимо трудно заставить себя чем-либо заняться...
- Звонит супруга и говорит: "У меня муж алкоголик, он не осознает себя больным, что мне делать?"
- Ни в коем случае не говорить ему, что он алкоголик! Наверняка у него плохой сон, перепады настроения, повышенная раздражительность. Приведите его на консультацию под предлогом того, что надо проверить его нервную систему. А предварительно дайте ему почитать наши статьи и тесты.
- Почему нельзя говорить мужу, что он алкоголик?
- Слова близких людей обижают, не воспринимаются как истина. У нас же есть свои способы четко и быстро дать понять человеку, что он страдает той или иной формой алкогольной зависимости. Мать или жена не могут ему этого объяснить, не хватает аргументов, просто опыта профессионального общения с такого рода людьми. Их главная задача - привести на консультацию. Ни в коем случае не называйте его больным, не говорите, что он пьяница, алкоголик, что ему надо лечиться. Может быть, у него на самом деле длительное расстройство нервной системы, но сказать об этом должен специалист. И мы будем лечить и нервную систему, и алкогольную зависимость, а не просто алкоголизм, как это часто бывает. Ты пьешь - тебе нужен нарколог, кодируйся, подшивайся, а что происходит с твоей нервной системой, никого не интересует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий