понедельник, 12 апреля 2010 г.

ТРЕНИНГ КАК ФОРМА РАБОТЫ

Психологический механизм формирования зависимости

Механизм формирования зависимости имеет 3 базовых компонента и может быть запущен любым из них.

1. Личностное своеобразие

Первый компонент связан с переживанием себя, собственной уникальности, с формированием Я-концепции, которое может быть нарушено в детстве или отрочестве в результате травмирующих воздействий (семья, школа, другие). Нарушения эти связаны с внутренним разделением между сознанием (душой) и телом, которое характерно для западной культуры и без которого невозможно осознание личностного своеобразия (т.к. чтобы рзмышлять о себе, необходимо быть разделенным, расщепленным на 2 части: одна анализирует другую). Проблема возникает, когда в силу травмы или стресса одна из частей, обычно тело, отвергается, блокируется. У детей, которые долго находятся в травмирующей ситуации, которую нельзя избежать, формируется привычка диссоциироваться от своего тела, чтобы не чувстввать физическую или душевную боль. Определяющим здесь является стремление выжить, обеспечить свою сохранность. Такими стрессовыми условиями могут быть безразличие родителей или физическое насилие с их стороны, длительные болезни, постоянные уничижающие оценки и т.п.

Привычка отчуждать от себя свои чувства, приводит к потере контакта со своим телом, что ребенок перестает доверять сигналам, которые оно посылает (не только о боли, но и том, в чем оно нуждается). Эта потеря чувствительности искажает, а иногда и затормаживает процесс формирования личностного своеобразия, ценности “я“ как такового. Ребенок начинает идентифицировать “я“ со своим сознанием и начинает руководствоваться соображениями и правилами (обычно родительскими) – как надо вести себя, как надо думать, оценивать, а не своими чувствами. В такой системе социальные роли и правила становятся очень жесткими, поддерживающими этот внутренний раскол.

Привычка диссоциироваться может сформироваться и в подростковом возрасте и это объясняется тем, что именно в этот период формируется уникальность человека. Она сопровождается интенсивным процессом познания себя, что требует саморефлексии. Поэтому подростки являются группой риска по отношению к любого вида зависимостям.

2. Экзистенциальная изоляция

Второй компонент связан со стремлением каждого человека к тому, чтобы разделять свой мир с другими, иметь отношения любви и дружбы, быть вместе с кем-то.

“Я“ уникальным и “другими“, который существует даже при очень доверительных и глубоких межличностных отношениях. Первое познание того, что человек одинок по своей природе, болезненно и травмирующе. И довольно распространенной попыткой избежать этого является слияние, растворение в другом. Это слияние рассеивает тревогу самым радикальным образом – уничтожая самосознание. В этой ситуации человек полностью передает контроль над своей жизнью другому.

Такого рода механизм описан и по отношению к случаям насилия. Жертва насилия, не имея возможности убежать или защититься (особенно, если это ребенок), полностью идентифицируется со своим насильником, становится им и видит всю ситуацию его глазами. Такая же диссоциация происходит и с жертвами катастроф (землетрясения, авиа- и автокатастрофы), только без объекта идентификации.

И в случаях слияния, и в случаях внутреннего раскола, человек начинает зависеть от поведения и информации, которую ему дает партнер или группа. Это значит, что он не может иметь настоящих отношений с людьми. Его жизнь становится проигрыванием ролей и правил, и то, что испытывает этот человек – это ощущение потери, одиночество, изоляцию. Он начинает искать, что могло бы заполнить эту пустоту, этот недостаток самости. И часто это может быть алкоголь, наркотик и даже еда.

Диссоциация по типу слияния может быть результатом страха утраты родительской любви, особенно если ребенка “любят“ только за какие-то достижения, а в остальных случаях – унижают, отвергают, бьют и т.д.

3. Внутреннее ощущение времени

В связи с проблематикой зависимости важны 2 момента: проживание жизни во времени (включенно) или вне времени, а также, наличие временной перспективы.

Маленький ребенок нуждается в прикосновениях. Это дает ему чувство безопасности и ощущение настоящего момента. Если родители мало прикасаются к ребенку, это приводит к потере ощущения тела, отстраняет ребенка от времени, что формирует зависимый тип поведения.

Таким образом, чтобы чувствовать себя в безопасности, ребенок нуждается в предсказуемости событий. Непоследовательное, непредсказуемое поведение родителей воспринимается как угроза и вызвает страх и тревогу у ребенка. Это ведет к диссоциации.

Для подростков и для взрослых людей отсутствие предсказуемого будущего равнозначно отсутствию смысла жизни. Это вынуждает их либо передавать смыслообразующую функцию кому-то другому, более могущественному (например, государству, Богу, звездам и т.п.), либо строить жизнь по принципу “должен, обязан“. Это угулубляет диссоциацию и помещает жизнь вне времени. Чтобы чувствовать контроль над собственной жизнью, они формируют у себя привычки, ритуального, ритмичного характера.

Итак, диссоциация делает человека зависимым от внешних обстоятельств или других людей, передает контроль и ответственность за собственную жизнь вовне. Он перестает удовлетворять свои собственные потребности и отчуждает их, лишая себя уникальности. Он не заботится о своем собственном будущем, а полагается на других.

Поэтому, основное направление работы должно состоять в том, чтобы вернуть человеку целостное переживание себя, дать возможность испытать интенсивность отношений с другими людьми. Только после этого становится возможной индивидуализация и активная позиция по отношению к миру.



ТРЕНИНГ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ЗАВИСИМОСТЯМИ



Тренинги являются наиболее эффективными формами для работы с зависимостями. Они применяются как для реабилитации алкоголиков и наркоманов, так и для преодоления посттравматических зависимостей – реабилитации участников войны, жертв насилия, жертв замлетрясений, катастроф и т.п.

С технической стороны существует огромный массив наработок в различных психологических школах, направленных на преодоление и предупреждение зависимостей. Разные школы фокусируют свое внимание на разных моментах психоологического механизма формирования зависимости.

Так, гештальтпсихология и телесноориентированная терапия направлены на преодоление внутреннего раскола, на то, чтобы в полной мере ощущать свое тело и доверять свои чувствам прямо “здесь и сейчас“, меняя отношение к своему телу.

Экзистенциальная терапия фокусируется на переосмыслении экзистенциальной изоляции, подчеркивая ценность разнообразия мира, а также создавая привлекательные жизненные перспективы для человека. Жизнь позволяет человеку вернуться в настоящее и действовать ответственно по отношению к миру и к себе.

Психодрама фокусируется на стремлении человека разделять свою жизнь с другими в поисках способов решения социальных ситуаций. И сделать это можно, обыграв свои роли с помощью других людей, сделав их границы более гибкими. Поведенческая психология, а также и разработки советских тренеров социально-психологического направления контактов с другими моделями через обучение коммуникации. Подробная проработка поведенческих реакций на разные ситуации, тренировка входа и выхода из роли дает определенную свободу участникам группы, создает условия для решения проблем зависимости. Существуют также разработки, интегрирующие различные подходы – это НЛП и Эриксонианское направление (Милтон, Эриксон, Хейли, Цайг и др.) Эти техники и стратегии работы позволяют более гибко фокусировать внимание на одном или всех компонентах зависимости, причем основное воздействие происходит на уровне ценностей и идентичности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий